Условия получения образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья


Условия получения образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья

«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее  — дети с  ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.   

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными -МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» введен в эксплуатацию в 1976 года.  Конструктивные особенности здания предусматривают  обеспечение доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждение.  Входная площадка имеет  навес, звонок при входе, вывеску с названием организации, графиком работы организации. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности в общеразвивающих и компенсирующих группах- инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В образовательной организации воспитываются 7 «детей-инвалидов» и 35 детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи), получают логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности по адаптированной образовательной программе. В ДОУ функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет и 6-7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи. Компенсирующие группы оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели групп и специалисты, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья дети с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В образовательной организации воспитываются функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

 Для детей с ОВЗ разработаны индивидуально-образовательные маршруты с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей и социальную адаптацию. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание необходимой коррекционной помощи. В детском саду функционирует ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

В детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) используется специальная адаптированная  основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое  нарушение речи). 

Адаптированная основная образовательная программа разработана с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников, коррекция нарушений социальной адаптации.

Основные направления программы:

·         создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·         создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В программе также учитываются:

·         индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

·         возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.  
  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружковой деятельности;
  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудование и персонал пищеблока детского сада обеспечивают воспитанников с ОВЗ  5-ти разовым питанием.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — здание МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.  Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МДОУ функционирует медицинский кабинет. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют две медсестры детского сада и педиатр на основании заключённого договора  с ОБУЗ «Железногорская городская больница №1» Комитета зравоохранения Курской области.
В МДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. 

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в  образовательном учреждении; осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается: режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна,составляется расписание непосредственно-образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям — особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для воспитанников с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» и с другими сайтами образовательной направленности, на котором существует версия для слабовидящих.
  Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы). 

Нормативно –правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Конвенция «О правах инвалидов»
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  4. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  5. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  7. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  8. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  11. Постановление Администрации города Железногорска № 2498 от 16.10.2017г
  12. Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории г. Железногорска Курской области на 2017-20120 годы
  13. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)