Условия получения образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья


Условия получения образования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее  — дети с  ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.   

 Инвалид  — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
 Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» введен в эксплуатацию в 1976 года.  Конструктивные особенности здания предусматривают  обеспечение доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в учреждение.  Входная площадка имеет  навес, звонок при входе, вывеску с названием организации, графиком работы организации. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности в компенсирующих группах

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В образовательной организации воспитываются 4 «ребенка-инвалида» и 33 ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи), получают логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности по адаптированной образовательной программе. В ДОУ функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет и 6-7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Компенсирующие группы оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели групп и специалисты, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья          Дети с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. В образовательной организации воспитываются  30 детей с ОВЗ (нарушение речи), которые интегрированы в общеразвивающие группы и получают логопедическую помощь на   логопункте .

         Для детей с ОВЗ разработаны индивидуально-образовательные маршруты с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей и социальную адаптацию. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание необходимой коррекционной помощи. В детском саду функционирует ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

В детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) используется специальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое  нарушение речи). 

Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников, коррекция нарушений социальной адаптации.

Основные направления программы:

·         создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·         создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В программе также учитываются:

·         индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

·         возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.  
  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружковой деятельности;
  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
 Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих условиях. Оборудование и персонал пищеблока «Детского сада № №19 комбинированного вида» осуществляют потребность воспитанников в пятиразовым питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Здание МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.  Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МДОУ функционирует медицинский кабинет. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют две медсестры детского сада и педиатр на основании заключённого договора  с ОБУЗ «Железногорская городская больница №1» Комитета зравоохранения Курской области.
В МДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. 

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в  образовательном учреждении; осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается: режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна,составляется расписание непосредственно-образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «Детский сад №19 комбинированного вида» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника.
Специальные технические средства обучения коллективного пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. Для индивидуального обучения применяется в практике работы логопедический тренажер «Дельфа-142».
Нормативно –правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья