Советы педагога-психолога


                            Воспитание детей основывается на хороших примерах.
                          Подавайте хорошие примеры своим детям, воспитывая их!
     

 Педагог-психолог: 
         Кочетова Любовь Викторовна
         Образование: высшее, МПСУ, квалификация — психолог, преподаватель психологии по специальности «Психология»1887059-0264af439fa0f5c1 (1)

 

 Педагог-психолог: 
         Лисица Анна Анатольевна
         Образование: высшее,ОГУ, квалификация — психолог, преподаватель психологии по специальности «Психология»
 
 
               График работы:
 
               понедельник                   8.00-15.00
               вторник                           8.00-15.00
               среда                                11.00-18.00
               четверг                             8.00-15.00
               пятница                            8.00-15.00
 
              Консультация для родителей:  
              Среда             16.00-18.00
                       

                            В каких направлениях работает детский психолог:

- Детское индивидуальное психологическое консультирование;
- Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
- Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
- Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе;
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.


                                  Задачи педагога-психолога в ДОУ:
  • создание благоприятных условий для нормализации психофизического развития детей, для снятия у них психоэмоционального напряжения;
  • разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ для разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • предупреждение возможных осложнений в поведении детей, в восприятии и овладении учебным материалом, отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
  • психологическое сопровождение детей в период адаптации
  • подготовка к школе
 
               ! Полезные ссылки !


Адаптация ребенка в ДОУ читать
Готовность к школе читать
Интересные странички читать
Психолог в ДОУ читать

 

 

 

 

 

Азбука воспитания: Полезные советы для родителей дошкольников

Родителями не рождаются, ими становятся в процессе воспитания – ежедневного, многолетнего, кропотливого. И в этом непростом деле полезные советы родителям смогут оказать неоценимую помощь. Ведь житейские знания приходят с опытом, а откуда ему взяться у молодых мам и пап? В этой статье вы получите советы и рекомендации родителям, которые не хотят вырастить своих детей неряхами.

Практические советы и рекомендации родителям на каждый день

Полезный совет № 1. Не наводить порядок, когда ребенок этого не видит

Этот совет родителям дошкольников — один из самых полезных. Но к сожалению, совсем не многие ему следуют. Кто-то сам «додумывается» заниматься домашними делами, пока ребенок спит, кто-то стремится переделать все дела по дому в редкие часы прогулки ребенка с папой или кем-то из родственников, а кому-то не дает покоя комплекс «самой лучшей мамы, жены и хозяйки», которой не пристало спать или уделять время своему хобби, когда ребенок уснул, находится с папой или няней, увлеченно играет в своей комнате. Ведь в доме, где есть дети, всегда есть место материнскому подвигу — приготовить замысловатое блюдо, разобрать накопившиеся бумаги и журналы, в очередной раз натереть полы или зеркала, «погонять пыль» и т.д.

Очень многие не следуют этой рекомендации для родителей и считают это само собой разумеющимся. Почему это происходит? Одна из причин — это комплекс суперженщины, под властью которого мама забывает о своей главной и первостепенной обязанности — заботиться о себе. Вторая причина — чувство вины и ощущение, что если мы не можем привлечь, заинтересовать ребенка нашими домашними делами, но сами при этом вынуждены при нем «хозяйничать», значит, мы бросаем ребенка, оставляем его без нашего неусыпного внимания и ласки, а бедный малыш в это время предоставлен сам себе и буквально томится от скуки. «Нет, пока ребенок бодрствует, я должна его развлекать, занимать, развивать, веселить, а уж убрать я всегда успею, когда он уснет — наигравшийся и обласканный моим вниманием», — примерно так рассуждает мама (может быть, и не вполне осознанно). Наконец, еще одна причина — очень веская, потому что не лишена оснований, — маме кажется, что гораздо быстрее и эффективнее навести порядок, если под ногами не болтается ребенок или несколько детей, ведь не нужно следить, как бы малыш не поскользнулся на мокром полу, как бы не опрокинул ведро с водой, не приложился бы к одной из этих ярких бутылочек с бытовой химией и т.д.

Да, действительно, мама должна уделять ребенку внимание и играть с ним в течение дня. Да, уборка может быть скучной для ребенка, но ведь может быть и интересной, о чем мы с вами уже говорили ранее. Но важно другое: ребенок слишком мал для того, чтобы самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи в своей голове на тему, каким образом образуется порядок. Например, вы закончили играть и отправились с ребенком на кухню обедать, а игрушки так и остались лежать на полу в беспорядке. Вы усадили малыша кушать и, пока он ест, быстро вернулись в комнату и разложили игрушки по местам. Ребенок возвращается из кухни и видит порядок. Конечно, если ребенку больше 3-х лет, он понимает, что это ваших рук дело. Но пока ребенок маленький, он этого не понимает. И у него в голове складывается картина мира, не соответствующая действительности: порядок существует сам по себе, создание и поддержание порядка не требует никаких усилий ни от ребенка, ни от его близких. Когда ребенок не видит процесса, не видит усилий, которые
прилагаются для создания порядка, у него не возникает ощущения ценности порядка, ценности затраченных сил и времени — его или его близких.

Практический совет родителям по этому поводу: все, что можно убрать, помыть, привести в порядок без применения сильнодействующей химии, приводите в порядок вместе с ребенком и по возможности при его активном участии.

Годовалый ребенок может бросать в нужном направлении (в корзину, контейнер) кубик, и после нескольких недель тренировки это будет у него неплохо получаться. Ребенок, которому уже около 2 лет, может помогать вам более сознательно и более весомо. Он может закладывать белье в стиральную машинку, вытаскивать его оттуда, относить мусор в ведро, делать вид, что протирает пыль и моет полы, и т.д. И с каждым месяцем возможности ребенка, а также его гордость от того, что он помогает маме и папе, будут только множиться.

Полезный совет № 2. Делать уборку не только тогда, когда без нее уже не обойтись

Не прислушиваясь к этой рекомендации для родителей, рано или поздно вы почувствуете, её действие на себе. В самом деле, вы только собрали игрушки — с ребенком или без него, — а через 5 минут комната выглядит так же, как и до уборки. Какой же смысл убирать? И вот уже мы забываем о нами же ранее введенных правилах и в лучшем случае делаем уборку один раз в день — чаще всего, поздним вечером (иногда уже после отбоя ребенка) или перед приходом мужа с работы, чтобы не шокировать его происходящим в доме и поддержать видимость «идеальной хозяйки». В самых запущенных случаях уборка бывает совершенно спонтанной, а потому крайне неприятной и утомительной, — когда мы наскоро наводим порядок, не найдя какую-то вещь, или планомерно раскладываем по коробкам все конструкторы, наступив на какую-нибудь деталь босой ногой.

Почему не следуя этому совету родителям дошкольного возраста, вы рискуете вырастить неряху? Все знают, что ребенку свойственно повышенное переключение внимания, и он не может долго заниматься одним делом, даже если это что-то очень интересное. Поэтому даже если вы придумали игровой вариант для вашей уборки, все равно ребенок довольно быстро утомится и предпримет «попытку бегства» — начнет отвлекаться, играть с теми игрушками, которые начал убирать, и т.д. Практически нереально поддерживать интерес в течение времени, достаточного для того, чтобы разобрать гору игрушек, с которыми играли целый день, или собрать десять рассыпанных наборов конструктора, или убрать все книжки, которые ребенок достал со всех полок и разложил по всей комнате. Длительная уборка физически тяжело дается ребенку, и вы не сможете поддерживать его интерес на протяжении всего процесса. Ребенку становится скучно, и вы начинаете применять другие, неэффективные стратегии, например, убирать вместо него, ругать, манипулировать и т.д. Даже если
в силу привычки, темперамента или других причин малыш и доведет это дело до конца, он переутомится, а значит, говорить о положительном отношении к процессу наведения порядка в данном случае просто не приходится.

Еще одно негативное последствие, если не следовать этому полезному совету для родителей, — у ребенка не формируется привычка к порядку. В чем проблема нерях? В том, что у них нет привычки, поддерживать порядок и следить за собой. Неряхе несколько раз указали на грязные рукава, он сменит рубашку. Или ему указали на то, что цветы завяли в вазе, он через несколько дней наконец-то их выбросит. То есть у неряхи нет привычки замечать непорядок в окружающем пространстве, в себе, своей одежде, внешнем виде, нет привычки за этим следить и это исправлять. Если мы делаем уборку только тогда, когда без этого уже не обойтись, то привычку ребенка к порядку мы тоже не формируем.

Вспомните свое детство. Во многих семьях практиковались «генеральные» поверхностные уборки перед приходом гостей. Причем уборка зачастую ложилась именно на плечи детей, потому что мама была занята на кухне подготовкой праздничного стола. И вот за несколько часов нужно было почистить сантехнику, протереть пыль, пропылесосить и вымыть полы, сменить все полотенца, поправить шторы, убрать вещи и обувь и т.д. и т.п. Неудивительно, что став взрослыми эти дети ненавидят уборку и не очень любят приглашать гостей. Уборка к приходу гостей, так же как к приходу папы с работы и так же как уборка перед сном, учит ребенка тому, что ему самому порядок не нужен. Он нужен, чтобы показать другим, что ты — не неряха. Итак, совет родителям на каждый день – убирайтесь регулярно, привлекая к этому процессу детей.

Полезный совет № 3. Не придерживаться позиции: «Я для вас все, а вы…»

Это позиция жертвы. Когда мама все время убирает, моет, чистит, наводит порядок, собирает разбросанные вещи и игрушки — обычно и за детьми, и за мужем, — совершает этот ежедневный «подвиг во имя порядка», зачастую уже вопреки здравому смыслу и вопреки необходимости качественно отдыхать, то рано или поздно накопленная усталость и негативная энергия могут выплеснуться в обвинениях в адрес домочадцев: «Я для вас убираю, готовлю, а вы не цените».

 

С одной стороны, если родители не следуют этому совету по воспитанию, у ребенка формируется чувство вины. Он воспринимает мамины слова непосредственно, очень скоро он начинает думать, что он плохой, потому что снова нарушил порядок, который с таким трудом наводила мама, что мама его не любит, потому что он такой неряха, что он такой никчемный, потому что не может играть так, чтобы не разбросать свои игрушки по всей комнате, что мама устает, потому что он до сих пор не умеет складывать свои вещи на место в шкаф, и т.д. Конечно, не всегда такие мысли могут быть осознанными, но подсознательно все это влияет на формирование неадекватной самооценки у крохи.

С другой стороны позиция жертвы может подпитывать детский эгоизм и нежелание выполнять работу по дому. Если вы не придерживаетесь этой рекомендации родителям, дошкольники неосознанно не хотят вставать на одну позицию с мамой, не хотят тоже становиться жертвой, а потому не желают и участвовать в наведении порядка.

Полезный совет № 4. Не заставлять ребенка делать уборку

Это очень хороший совет родителям из азбуки воспитания, но, к сожалению, не все ему следуют. Обычно заставляют делать уборку родители, которые пропустили период естественного стремления ребенка участвовать в наведении порядка. В один прекрасный день такие родители вдруг понимают, что чадо уже достаточно взрослое, а они по-прежнему заправляют его кровать, собирают за ним игрушки и даже тарелку свою после ужина он всегда оставляет на столе. А соседский Вова, его ровесник, уже и мусорное ведро сам выносит, и сумки из магазина помогает нести! Как же так? Тут выходят на сцену силовые методы. Не следующие этому мудрому совету родители принуждают ребенка убирать в его комнате и помогать в общесемейных домашних делах, а если он не слушается или не проявляет должного старания, следует наказание. О наказаниях вы узнаете ниже, а сейчас речь пойдет лишь о принуждении, когда родители пытаются влиять на ребенка авторитетом, запретами, ограничениями и т.д.

На самом деле, не следуя этому очень важному совету, родители принуждают ребенка наводить порядок, а на самом деле воспитывают в нем неряшливость. Мы формируем у ребенка четкое непринятие самого процесса уборки, вместо того чтобы научить его спокойно к этому относиться. Правильными действиями мы можем сформировать у ребенка спокойное, ровное отношение к процессу уборки такое же ровное, как у нас самих, например, к чистке зубов, к необходимости ходить в туалет, периодически есть и т.п. Мы относимся к этому нейтрально. Мы делаем эти вещи, потому что они обеспечивают нашу комфортную, нормальную, стабильную жизнедеятельность.

Не придерживаясь этой рекомендации для родителей по воспитанию , заставляя наводить порядок, мамы и папы формируют у малыша стойкую неприязнь как к процессу уборки, так и к ее результату. Велика вероятность, что, оказавшись без внешнего влияния, ребенок намеренно будет избегать наведения порядка в любых его проявлениях. Но это еще не самое плохое. Самое неприятное, что таким образом мы подрываем доверие ребенка к нам самим и ставим под вопрос возможность близких отношений между нами и ребенком. Это, конечно, касается не только уборки, но и всех наших действий, когда мы пытаемся заставить ребенка что-либо делать силовыми методами.

Полезный совет № 5. Не ругать и/или не наказывать ребенка за неряшливость и беспорядок

Этот совет для родителей – один из лучших, ведь наказание способствует формированию неадекватно заниженной самооценки ребенка, особенно если родители не скупятся на выражения такого плана: «У тебя в комнате всегда бардак», «Почему твой брат заправляет кровать без моих напоминаний, а тебе нужно по сто раз говорить?», «Если ты не будешь убирать свои вещи на место, никто тебя не будет любить».

Если мы ругаем ребенка за то, что он не наводит порядок, недостаточно хорошо складывает вещи, неаккуратно ест, «вечно» не может найти свои игрушки, плохо моет руки и т.д., это порождает устойчивую неприязнь к процессу уборки и к порядку вообще.

Кроме того, ребенок в силу своего возраста и недостаточного жизненного опыта не имеет четко выстроенной системы понятий — что хорошо, а что плохо; что красиво, а что нет; что приятно, а что нет; как принято, а как не принято; как удобно, а как неудобно и т.д.

Важная рекомендация для родителей детей дошкольного возраста — дать ребенку возможность прийти к понимаю этих понятий через призму своего опыта, своих ощущений, собственной практики. Конечно, мы можем поставить матрешек в ряд по росту и сказать ребенку: это — хорошо, а когда они валяются на полу — это плохо, некрасиво, неудобно. Но не во всех случаях это можно продемонстрировать наглядно и донести до ребенка. Чаще он должен все это прочувствовать на собственном опыте, признать хорошим из соображений удобства, внутреннего чувства порядка и т.п. Ребенок должен иметь возможность сам увидеть, что когда все свалено в кучу, ему тяжело найти нужную деталь и собрать машинку. А когда все детали рассортированы по отсекам специального контейнера, на который еще и наклеена фотография этой машинки, то можно быть уверенным, что ты всегда найдешь все необходимое и сможешь собрать машинку, когда бы тебе этого ни захотелось.

Полезный совет № 6. Не требовать больше возможного

Мамы часто допускают ошибки, когда пытаются равняться на других детей и мам. Допустим, вы где-то услышали, что у кого-то ребенок сам моет посуду, у кого-то чистит обувь и т.д. И вы можете, не принимая во внимание возраст детей, индивидуальные особенности развития, способности, переносить эти ожидания на своего ребенка и требовать от него, чтобы он также чистил, мыл и убирал. Или даже не требовать, а просто ждать, что он может это делать.

Почему требовать больше возможного вредно? Во-первых, потому что таким поведением мы можем сформировать у ребенка комплексы. Как же так? Мне мама что-то поручила, а потом меня отругала, что я нехорошо вытер, плохо собрал, плохо убрал и т.д. Во-вторых, ребенок может подумать (если такое повторяется систематически), что если все равно не получится, то и прилагать усилия незачем. Развивается неуверенность в собственных силах и, как следствие, работа выполняется без старания, спустя рукава.

Мудрые родители понимают, что ребенка можно сравнивать только с ним же самим, а еще помнят, что для ребенка уборка — это такая же игра, как и все остальные его игры. Мы же не ругаем ребенка за то, что он не сложил башню из 6 кубиков, хотя это ему положено по возрасту. Мы не ругаем его за то, что он рисует кружки недостаточно круглыми и больше похожими на треугольники.

Очень полезный совет родителям по воспитанию детей – не ругать ребенка ругать за то, что он что-то недостаточно аккуратно сделал. Напротив, вам необходимо искать составляющую действия, за которую мы можем ребенка похвалить и, выполнив которую он принес нам реальную помощь. Это очень важно. Мало сказать: «Ты мне помог, ты — мой помощник». Рано или поздно ребенок обязательно почувствует, что это пустые слова. И особенно быстро это случится, если вы будете так говорить, когда на самом деле он совсем вам не помог, а может быть, даже добавил работы. Незаменимая рекомендация для родителей детей дошкольного возраста – присматриваться к ребенку, искать, за что вы могли бы его похвалить искренне. Пусть это будет то, что он сделал лучше, чем в предыдущий раз, его старание, его инициатива, его усердие.

Полезный совет № 7. Не откладывать приучение к порядку до более подходящего времени

Не известно, имеется ли этому какая-то доказательная база, но многие мамы верят в то, что дети «сами начнут убирать вещи ближе к школе». Возникает вопрос, с чего бы начать убирать ребенку вещи ближе к школе, если он этого не делал все предыдущие годы своей жизни? Почему вы думаете, что в год ребенку еще рано видеть, как мама делает уборку, и посильно участвовать в домашних делах, а в три, четыре или десять лет — будет уже пора? Что случится с ребенком за эти годы, что в один прекрасный день вдруг якобы придет время приучать его к порядку?

Все понимают, что ничего особенного с ребенком не произойдет. Да, конечно, он становится взрослее, он становится умнее, он учится делать выводы и понимать речь, обращенную к нему. Вы можете с ним договариваться, когда он становится старше. Но в том, что касается восприятия порядка, полезно будет вспомнить известного педагога Марию Монтессори и ее концепцию сензитивных периодов развития. Совет родителям по воспитанию дошкольников, который давал Монтессори, – начинать приучение к порядку, как только малыш начал ходить. Период наибольшей восприимчивости ребенка к порядку приходится на возраст до 3 лет. Это говорит о том, что проще научить ребенка понимать и любить порядок именно в этом возрасте. Чем ребенок младше, тем проще, естественнее и результативнее процесс приучения к порядку. Так, когда ребенок хочет поиграть с какой-то игрушкой, он берет ее из коробки, с полки, из ваших рук. Это логично и естественно: чтобы начать игру, нужно взять игрушку. И точно так же, если ребенка с раннего возраста приучать к порядку, у него не возникает сомнений, что окончание игры сопровождается возвращением игрушки на то место, откуда она была взята. И это так же логично и естественно для него.

Очень важная рекомендация для родителей по воспитанию детей звучит следующим образом: если вашему ребенку еще нет 3 лет, то прямо сегодня начинайте приучать его к порядку, если вы еще этого не делаете. Не ждите более подходящего дня или времени. Используйте то время, которое есть сейчас, ведь именно оно — самое благодатное для приучения к порядку. Если же вашему ребенку больше 3 лет, и он не любит наводить порядок, избегает уборки, убирает игрушки только после многочисленных напоминаний и т.д., не ждите, что он это перерастет, что через некоторое время он пойдет в школу, и там его научат порядку. Это отговорки, не соответствующие действительности. Следуя этому полезному совету родителям по воспитанию детей, проанализируйте свое поведение, найдите свои ошибки и начинайте применять рекомендации. Кстати, можно и во взрослом состоянии у себя вырабатывать привычки, необходимые для поддержания порядка, но как личностная черта это формируется именно в детском возрасте.

Полезный совет № 8. Не платить ребенку за уборку и домашние дела

Это не только добрый совет родителям, но и очень практичный. Деньгами мы платим школьникам и подросткам. У детей младшего возраста мы вымениваем порядок в детской на мультфильмы, обещание купить игрушку, пойти в парк аттракционов, разрешение позже лечь спать и т.д. Мультфильм после уборки игрушек — это плата? Не всегда. Если это сложившаяся традиция или режимный момент — например, по вечерам вы убираете игрушки и смотрите мультфильм, то это не плата. Если же может иметь место вариант: «Если ты сейчас не уберешь игрушки, то никаких мультфильмов сегодня!», — то это плата и манипуляция.

Обязательно прислушайтесь к этому совету родителям по воспитанию детей дошкольного возраста: ребенок не должен привыкать к тому, что за уборку ему дают что-то. Он должен это делать не потому, что ему за это полагается приз, а потому, что убирают все, кто с ним живет в доме. Все мы пачкаем, мусорим, поэтому мы все наводим порядок.

Мы же не награждаем себя и не хвалим себя за то, что почистили зубы или поели вовремя. Точно так же и уборка должна войти у ребенка в привычку. Конечно, на этапе формирования привычки мы можем подбадривать и оплачивать это все, но оплачивать именно за регулярность.

Один из советов родителям детей раннего возраста – ставить плюсики, этот прием наверняка применяют многие мамы и папы. На видное место вешается плакат с перечислением домашних обязанностей домочадцев, и в нем отмечается выполнение. По итогам недели может быть какой-то бонус по количеству плюсов. В принципе, этот вариант не плох сам по себе, потому что он помогает организовать детей и иметь в доме порядок. Но он не очень хорош в том смысле, что не помогает воспитывать внутреннюю потребность в порядке, и как только ребенок остается без этой внешней подпитки, порядок он поддерживать не будет, ведь сам по себе порядок, без недельного бонуса, для него не имеет никакой ценности.

Что ещё можно посоветовать родителям детей, которые не хотят вырастить неряху?

Полезный совет № 9. Относиться к уборке без ненависти

Это не совсем совет, а просто тенденция. Ненавидеть — резкое слово. Но редко кто уборку любит. Есть, конечно, отдельные личности, которым сам процесс доставляет удовольствие, они могут с утра до вечера наводить порядок, все намывать. Но большинство делает домашние дела, потому что это нужно делать, а не потому, что это любовь всей нашей жизни.

Как может проявляться ненависть к уборке, и какие ее проявления могут влиять на воспитание неряхи? Вы можете быть для ребенка примером негативного, отрицательного отношения к уборке. Он будет на вас равняться и считывать это отношение, даже если вы — прекрасная актриса и умело скрываете свое истинное отношение к домашним делам. Даже если вы никак не комментируете свою нелюбовь к уборке, она будет проявляться или в качестве, или в периодичности уборки. И тут можно вспомнить вредный совет № 2, когда мы делаем уборку, если без нее уже не обойтись, или делаем это «по особым случаям», таким, как приход гостей, приезд свекрови и прочее. Все это факторы, которые не идут из нашей потребности жить в чистоте и порядке.

Полезный совет № 10. Убирать в квартире с радостью, используя игровые приемы

Один из очень эффективных советов родителям по воспитанию детей раннего возраста – приучать наводить порядок не потому что «надо», а потому, что это весело! Нельзя делать это с кислой миной, как под дулом пистолета. Для ребенка уборка и любые домашние дела, действия с реальными предметами, такими, как пылесос, швабра, тряпка, губка для мытья посуды и настоящая посуда, — это такая же игра, как и любые другие его игровые действия, которые он совершает без вашего участия и без связи с помощью вам по хозяйству. Важно организовать некий игровой контекст. Но тут тоже можно перегнуть палку, перейти совсем в игровые варианты. Здесь важно найти золотую середину. Потому что если уборка будет только игрой, то так же, как и с вариантом платы за порядок, получается, что происходит подмена интересов. И если в какой-то момент вы не сможете придумать интересную игру, если игра перестанет ребенка интересовать, то сама уборка будет скучной, неприятной, он будет ее избегать.

Следуя этому совету для родителей младших дошкольников, вспомните себя. Если нас ожидает скучное, неинтересное, однообразное дело, мы его всегда откладываем до последнего. Или стараемся отделаться и передать другому, если есть такая возможность. Так же ведет себя ребенок, если вы не смогли придумать для него что-то интересное. Именно поэтому он откладывает все до вечера, до последнего, до того, как вы начнете срываться на крик или предлагать за уборку какие-нибудь коврижки. Если уборка преподносится как игра или как составляющая часть, продолжение предыдущей игры, это интересно, и ребенок переключится на нее с большим удовольствием.

Не нужно каждый день придумывать новую игру. Дети — большие консерваторы. И часто, если какая-то игра ребенку понравилась, то долгое время вы сможете ее использовать в процессе уборки. К примеру, уборка игрушек перед прогулкой, перед ужином, перед сном. Вы просто один раз придумали что-то интересное и потом используете этот вариант в течение длительного времени. Конечно, вы не ждете, когда у ребенка пропадает интерес к игре в уборку, а просто придумываете что-то новое, ориентируясь, например, на его текущие интересы: в какие игры он играет, какими игрушками, какие действия и сюжеты вызывают его интерес в данный конкретный момент.

Понятие порядка у каждого свое, и у вашего ребенка оно тоже может быть не таким, как у вас. Главное, чему вы можете научить ребенка, — это чувствовать внутреннюю потребность к порядку и следовать ей по собственной воле. Тогда вам не придется ругаться, испытывать на прочность ваши отношения ради того, чтобы поддерживать порядок. Когда он начинает это понимать и является активным участником создания комфорта, порядка, тогда он начинает это ценить и соответственно себя вести.

Воспользовавшись этими советами и рекомендациями для родителей, вы с ранних лет приучите ребенка к чистоте, и в будущем уборка не будет вызывать у него негативных реакций.

Воспитатель: Кочетова Л.В.

Нужен ли дошкольнику отпуск

Вот и пришло лето. А это значит, что большинство родителей задумываются стоит ли водить ребенка в детский сад.

Лето — это пора, когда хочется целый день проводить на улице.

Вы устаете на своей работе? После пяти, а то и шести рабочих дней выходные кажутся нам праздником. Но и то толком отдохнуть получается крайне редко. То дома надо прибраться, то машину починить, то к родителям съездить…

Ваш ребенок устает не меньше вас. Поскольку детей в группе много, то и шума в ней достаточно. Вот вы, к примеру, устаете от шума в поликлинике или на базаре? А ваш ребенок живет в шуме пять дней в неделю. Одиннадцать месяцев в году. Так может, стоит иногда делать паузу? И давать ему полноценный отдых от детского сада?

Попробуем рассмотреть проблему глубже…

Минусы:

1. Как правило, в период отпусков, групп в садиках работает мало. Например, 6 вместо 12. Детей разного возраста соединяют между собой в группах.

2. Еще один существенный минус посещения детского сада летом — это чужие воспитатели. Конечно, так продолжается не все лето, но определенный период времени родителям придется доверять своего ребенка незнакомому воспитателю, который, возможно, даже имя вашего чада запомнить не успеет.

3. Так же летом в садах отсутствуют занятия. Поэтому дети играют в игры, которые были пройдены в течении года в саду или которые они знали еще до детского сада.

4. Очень часто летом в группах (да и в саду) делают ремонт, красят игровой инвентарь на участках. Дети пачкают одежду в краску, вдыхают запах краски и строительных материалов. Естественно рабочие во время ремонта шумят и не перестают работать во время тихого часа

С недостатками разобрались, переходим к достоинствам :

Плюсы

1. У вас появиться возможность наобщаться друг с другом. Ведь почти всегда нам не хватает времени на погулять-почитать-поиграть… А в отпуске от работы и садика вы прекрасно сможете все наверстать и ребенок будет точно уверен в том, что маме и папе интересна его жизнь и приятно его общество.

2. Вы можете совместно попутешествовать. Дети любят приключения. И легче всего знакомятся с миром вместе с родителями. Почему бы вам не съездить к морю? А если нет такой возможности просто выбраться на два-три дня на природу? И детям интересно и вам полезно побыть в тишине и покое. И какое-то время просо побыть обычными счастливыми родителями любознательного чада.

3. Ваш ребенок будет болеть значительно реже. По статистике, которую ведут воспитатели детских садов, значительно реже болеют те дети, которым давали такой вот «отпуск» от детского сада. Просто потому что организм успевал восстановить свои силы для продолжения учебно-игрового процесса вместе с детьми.

Если же ребенок посещал и продолжает ходить в садик еще и летом, то осень и зима обязательно ознаменуются продолжительными больничными листами. Вам нужно портить здоровье малыша и свои отношения с начальством? Если нет, то летний отдых просто необходим.

Выводы

Помните от того как мы относимся к ребенку и его здоровью зависит то как через время он будет относиться к нам и нашим потребностям. Помня про это правило, постарайтесь найти время и побыть с ним ценой одного месяца вне детского сада.

 

Готов ли ваш ребенок к детскому саду?

«Несадиковский» ребенок: как помочь справиться с проблемой?

Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в садике, необходимо, чтобы малыш немного изменился. Ему придется менять некоторые привычки, а также поведение, привыкать к тому, что нужно считаться с другими. Чтобы адаптация прошла спокойно, ребенку недостаточно научиться кушать ложкой, говорить и ходить на горшок.

Готов ли ребенок к детскому саду

Безусловно, садик ребенку необходим. Там он научится общаться, дружить, поймет, что такое дисциплина. Но нельзя отдавать малыша только потому, что ему исполнилось три года и маме пора идти на работу.

Готовность к детскому саду соткана из многих составляющих: характера малыша, его темперамента, основ родительского воспитания и уклада жизни семьи, а также опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Чтобы определить, готов ли ваш ребенок к детскому саду, внимательно понаблюдайте за ним.

Это готовность по характеру и темпераменту.

Быстрее всего адаптируются дети-сангвиники и холерики, их можно отдавать уже в 2,5-3 года.

  • Сангвиники любознательны и открыты к общению, они с удовольствием познают новое, не боятся и с удовольствием контактируют с другими. Такие дети словно созданы для коллектива.
  • Дети-холерики очень шумные, любят подвижные игры и нуждаются в зрителях. Поэтому садик для них — идеальное место для реализации своей потребности во внимании.
  • Дети-меланхолики и флегматики не очень нуждаются в коллективе и тяжело привыкают к смене обстановки, новым правилам и нормам поведения. Меланхолики капризны и очень нуждаются в похвале, им необходимо внимание взрослых.
  • А флегматики могут отгораживаться от коллектива, садик, как правило, для него чужой.

По характеру детей можно разделить на «зрителей», «деятелей», а также «слушателей» и «ораторов». Обычно «оратор» и «деятель» быстрее всего привыкают к новому. «Ораторам» нужна публика, а «деятели» очень любят коллектив, где можно взаимодействовать с другими. «Зрители» и «слушатели», как правило, лучше всего адаптируются к 5 годам. У них появляется интерес к подготовительным занятиям.

Определение готовности к садику

Чтобы понять, насколько ребенок готов к пребыванию в коллективе, необходимо знать, может ли малыш справиться с некоторыми заданиями.

  • Ребенок должен понимать, что воспитателя нужно слушаться. Дети, которые привыкли быть дома в центре внимания, сложно привыкают к этому правилу. Для того, чтобы ребенок смог быстрее привыкнуть, нужно ненадолго оставлять его с другими взрослыми — няней или родственниками. Так ребенок быстрее поймет, что взрослый — это авторитет.
  • Малыш должен знать назначение предметов быта. Подготовка сводится к обучению использования ложки, умению правильно садиться на стул. Малыш должен понимать, для чего нужен стол, тарелка, чашка и другие предметы.
  • Ребенок должен уверенно проситься в туалет, уметь пользоваться горшком. Важно также приучить кроху одеваться самостоятельно. Приучайте ребенка умываться, чистить зубки и мыть руки. Соблюдение гигиены необходимо.
  • Обязательно гуляйте с ребенком на детских площадках. Это важно для обучения взаимодействию с другими детьми. Малыш, умеющий общаться, быстро заводит друзей и легче привыкает к садику.

Даже если кроха не знает всего необходимого, не переживайте. Обычно ребенок быстро осваивает перечисленные навыки. Для этого хватает двух месяцев, но, чтобы малыш смог легко их понять и применить, нужно активно заниматься с ним. Помните, ваш позитивный настой передается ребенку. Расскажите, как ему будет весело в садике и сколько новых приключений его ждет.

 

«Игры с песком  в домашних условиях»

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

     Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.

      Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для «заботы о душе» именно так переводится термин «психотерапия».

Правильная песочница

     Найти в городе песочницу с чистым песком достаточно проблематично. Наверное, самая безопасная песочница — это та, которая находится у вас на даче и за состоянием которой вы можете проследить.

Чтобы порадовать малыша, достаточно высыпать песок где-то в углу участка. Но такую кучу быстро размоют дожди и разметает ветер. Лучше насыпать песок в песочницу. Сделать ее совсем несложно. Вбейте четыре клина в землю, сбоку к ним прибейте четыре гладко обструганные доски. Сверху, хотя бы с двух сторон, положите и прибейте еще две доски — это будут столики и скамеечки. Песочница готова. Теперь для нее нужен песок. Его можно взять на речке, если она протекает недалеко от дачи, или в карьере, где его добывают. Можно купить несколько мешков песка в магазине для садоводов и огородников. Прежде чем высыпать песок в песочницу, надо просеять его, чтобы избавиться от камешков и мусора.

       Естественно,- песочницу надо делать на том месте, где почва не очень мягкая, а утоптанная. Бывший огород для этого не подойдет, там весь песок уйдет в почву вместе с дождевой водой. Во избежание этого на дно песочницы можно постелить пластик или в крайнем случае полиэтилен. Время от времени, особенно весной, в первый приезд на дачу, песок надо хорошенько рыхлить, а также выдергивать траву с корнем, если она начинает прорастать в самой песочнице.

       Чтобы песок не пылил и не мог попасть в глаза, а также: чтобы он не рассыпался при строительстве замков и выпечке пирожков, его необходимо смачивать. Лучше это делать вечером, из лейки вода из нее разбрызгивается равномерно и не образуется «каша». Если ночью по вашему участку могут ходить животные, по вечерам закрывайте песочницу фанерным щитом или куском целлофана.

На морском песочке…

     Какой замечательный песок на море! По сути, морской берег — гигантская песочница. Здесь ничего не надо обустраивать. Ваша задача — выбрать песчаный берег почище и поставить какой-нибудь навес, чтобы ребенок, увлекшись, не находился долго на жарком солнце. На морском берегу можно рыть канавки, делать маленькие озерки и запруды, закапывать в песок любимую игрушку — попробуй найди! А сколько на морском берегу интересных вещей! Можно собирать камушки, раковины и лепить из мокрого песка все, что захочешь.

      Для игр с песком существуют специальные пластмассовые наборы. Их можно купить, а в случае необходимости сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные — прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным. Покажите ребенку, как можно играть с воронкой, пересыпая песок. Пусть он экспериментирует!

      Для утрамбовывания песка подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки. Не останутся без дела и игрушки: куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные.

 

Играем вместе

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2-летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы — мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша — это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло…

        Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки — куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты. На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки — можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Игры дли детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь.

Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную 4 мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

        Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол. «Заборчики» Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Мама и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

Игры для детей от 3 до 6 лет

      Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки — скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша.

      С детьми этого возраста можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.

Например, чтобы сделать башни у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из-под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте все это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока все сооружение еще не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.

      Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья — воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

        Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

       Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.

       Если малыш будет играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70/60/15); наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки — это основные составляющие картины мира. И предоставьте ребёнку возможность смачивать песок, чтобы формировать его.

                                                   Успехов Вам!

Рекомендации родителям тревожных детей.

  • Необходимо доверять ребенку. Недоверие порождает тревогу, неуверенность, внутренние конфликты.

  • Взрослым следует избегать противоречий в своих действиях, словах, поступках.

  • Честность, доверие, безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый.
  • Помогать ребенку находить ситуации, в которых он будет успешен. Хвалить его чаще, быть щедрым на проявления любви и ласки. Повышать самооценку ребенка.
  • Научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, что он не может выполнить.
  • Слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость.

  • Важно сохранить эмоционально глубокие отношения с ребенком для оказания ему помощи и поддержки.

  • Проявлениями тревожности могут быть агрессивность или апатия. Они, чаще всего, являются следствием завышенных или непоследовательных требований.

  • Нельзя отвечать агрессией на агрессию детей. Нельзя при апатии ребенка пытаться расшевелить его насмешками, укорами, ложными обещаниями.

  • Необходимо учитывать, что тревожный ребенок сам находит какой-то способ борьбы с тревогой, например, фантазии. Их нужно уважать и использовать, чтобы помочь ребенку.

  • Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке, чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;

  • Называть чаще ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

  • Поручать выполнение престижных поручений;

  • Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад);

  • Не следует торопить и подгонять их с ответом, дать время для ответа, и не повторять вопрос несколько раз (в противном случае ребенок ответит нескоро, т.к. новое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул). Лучше избегать решения тех задач, которые ограничены во времени;

  • Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач детей, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

 Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах и примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что именно должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

свое имя, фамилию и отчество; свой возраст и дату рождения; фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы; имена других членов семьи и кем они ему приходятся; свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть); страну, в которой живет, и ее столицу; основные достопримечательности своего города/поселка/деревни; основные цвета и их оттенки; части тела человека; предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними); профессии, виды спорта; виды наземного, водного, воздушного транспорта; известные русские народные сказки; великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию; выделять определенный звук в слове интонацией; определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова); определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»); произносить слова по слогам с хлопками или притопами; называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения); различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род; знать разницу между гласными и согласными звуками; называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда); отвечать на вопросы и уметь их задавать; составлять рассказ по картинке; последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ; понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова; сказать несколько предложений о заданном предмете; составлять предложение из 3-5 предложенных слов; различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

знать цифры от 0 до 9; уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.); уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним; понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3); уметь обозначить количество предметов с помощью цифр; уметь сравнить количество предметов в двух группах; решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10; знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб); уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку; ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

правильно держать карандаш, ручку, кисточку; складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу; рисовать геометрические фигуры, животных, людей; закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры; проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию; писать по образцу печатные буквы; аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру); лепить из пластилина и глины; клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере; называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.); знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.); знать названия 2-3 комнатных растений; знать названия овощей, фруктов, ягод; иметь представление о различных природных явлениях; называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд. Действовать по образцу. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам). Видеть причинно-следственные связи между явлениями. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук). Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи). Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком. Ориентироваться во времени. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма.

Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Если в вашей семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

                                   Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

                                                      ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО.

 

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

https://youtu.be/Nx4iFNfjqN0


Если ребенок ворует

Многие родители испытывают растерянность и даже страх, столкнувшись с детским воровством. Оно относится к так называемым «стыдным» проблемам. Взрослым чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или какую-то вещь. И в этот момент самым правильным решением, по их мнению, является неминуемое наказание провинившегося, выливающееся в серьезные разговоры, угрозы и даже побои. Но поверьте: ворующий ребенок – далеко не потерянный ребенок, и нет еще повода для угрызений и тревог. Воровство у детей еще не сама болезнь, но симптом заболевания. Именно на этом должно сосредоточится внимание родителей.

Давай те же попробуем разобраться в причинах воровства. Чаще всего родители считают, что они здесь ни при чем, что их детей дурному научили ребятишки в детском саду. Но все не так просто.

Малыш никогда не пойдет на воровство без нужды. Незачем ребенку, если он купается в любви взрослых специально их огорчать. По большому счету, именно из-за дефицита положительных чувств и эмоций, которые должны исходить от родителей, ребенок идет на крайние меры. Таким неблаговидным с точки зрения морали способом он стремится привлечь внимание матери и отца. Не получив ни ласки, ни теплых объятий, малыши воспринимают украденную вещь как заместитель родительского чувства.

Кража может быть также местью за причиненные обиды, боль. Больше всего родных злит и раздражает, что ребенок, совершивший негативный поступок, как бы не понимает, что он сделал и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл – покайся, проси прощения, и тогда мы попытаемся наладить отношения. В результате между ребенком и взрослым вырастает стена, он им представляется монстром, не способным к раскаянию. Взрослые не могут понять, что кражи детей – их крик о помощи, попытка достучатся до нас.